По данным Минобрнауки, в вузах России обучается более 300 тысяч иностранных студентов. Не исключением является и наш регион, ежегодно принимающий в учебные заведения представителей не только СНГ, но государств дальнего зарубежья. Лидером среди смоленских вузов, конечно же, является медицинский университет.
Сегодня тема занятия – антонимы. Может показаться, что это школьный урок, но за партами сидят студенты из Индии. Так преподают русский язык первокурсникам иностранного факультета медуниверситета. Они пока только начинают изучение русского языка с самых азов. Учатся выстраивать диалоги, в том числе и в форме игры. Имитация живого общения лучше влияет на запоминание.
«В Смоленске очень много магазинов. Есть небольшие магазинчики, а есть огромные торговые центры».
Здесь студенты на курс старше, их программа, соответственно, усложняется. За год они уже не только познакомились со Смоленском в плане обучения, но и даже успели побывать на практике в больнице. Так что у них есть представления о русской культуре, которое продолжает расширяться с помощью текста и чтения. Но когда ребята только приехали в нашу страну, они не знали по-русски ни слова. И начинали с изучения алфавита, как маленькие дети. При этом без отрыва от профильных предметов.
Нина Ланге, заведующая кафедрой лингвистики СГМУ:
«Уже на третьем курсе мы изучаем диалог врача с пациентом и даже записи в медицинскую карту на русском языке. Чтобы наши студенты, когда придут на практику, они чувствовали себя уверенно».
Суреш, студент 6-го курса СГМУ:
«Первые три курса мы учили русский язык, и это очень важно для меня, потому что когда мы выходим в люди, русские люди, очень хорошо, если мы знаем, как разговаривать по-русски».
А нормальную физиологию второкурсники изучают только на английском. Специфика предмета и терминов такова, что русскому языку ребятам пришлось бы обучаться несколько лет непрерывно, чтобы понимать дисциплину. Столько времени нет. Но система все равно в чем-то двуязычная.
Лариса Путенкова, доцент кафедры нормальной физиологии СГМУ:
«Они приходят после занятий и начинают задавать вопросы на английском. Я говорю: «А давайте, попробуем на русском сказать». Или мы тестируемся, нужно внести свое имя. Они там – регистр не тот. Я говорю: «На русском пишите».
Сейчас в Смоленском медуниверситете обучается 2248 иностранных студентов. Они представляют 11 государств: Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Украина. Но, конечно же, исторически самое большое количество иностранных студентов в вузе представлено гражданами Индии. Этому международному сотрудничеству уже 15 лет, и оно продолжает развиваться.
Роман Козлов, ректор СГМУ:
«В нашем университете исторически нет места ксенофобии, и для нас это очень важно. У нас учатся, работают представители совершенно различных религий и конфессий. И, на самом деле, для нас очень важно, чтобы университет стал тем местом притяжения, в результате которого происходят взаимный культурный, этнический – как угодно – обмен.
У нас есть среди индийских студентов те люди, дети которых учатся в нашем вузе, а их родители заканчивали Смоленский государственный медицинский институт. У нас уже несколько таких династий, и нам это очень приятно».
В медуниверситете иноязычных студентов привлекают к участию в вузовских концертах, веревочных курсах. Многие выступают с танцевальными и вокальными номерами.
Суреш, студент 6-го курса СГМУ:
«Россия – это самая красивая страна, как я думаю. Здесь есть много традиций, много учебы, много исследований. И вообще хорошо здесь. Холодная погода. не знаю, все любят или нет, но я очень люблю. И красивая весна, и лето. Все хорошо».
С каждым годом в университет поступает все больше индийских студентов, иностранные преподаватели из различных государств помогают в их обучении на языке-посреднике с помощью дистанционных программ. Рассматриваются перспектива программ обучения по обмену для русских студентов.
Автор: Инара Багирова , ГТРК Смоленск