
Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов:
– Хотела бы поделиться своим недавним опытом прохождения обязательного медицинского осмотра. Не могу сказать ничего плохого о самой задумке: прекрасно, когда государство заботится о здоровье участников учебного процесса: и педагогов, и детей. Но воплощение хорошей идеи на местах, увы, не выдерживает никакой критики.
Можно сказать, что нашей школе повезло: медосмотр учителям оплатили заранее, а не постфактум, как во многих других учебных заведениях. Знаю, что такая практика распространена: педагог платит за медицинское обследование из собственного кармана, а потом, через пару месяцев, получает в бухгалтерии свои деньги на основании собранных и предъявленных чеков. Итак, средства на медосмотр поступили в конце апреля.
Я посчитала: нам предстояло побывать у 18 специалистов. Вам кажется, что это много? Мне тоже сначала так показалось. Например, в обязательном порядке следовало пройти обследование у маммолога. Это хорошо, особенно учитывая, что подавляющее большинство педагогов и воспитателей – женщины, причем немолодые. Но, например, хирурга в этом списке не было. А зря. Этого специалиста и я, и мои коллеги тоже посетили бы с удовольствием, поскольку у многих, опять же в силу возраста, ноют и отекают ноги. В общем, когда я изучила список специалистов более внимательно, далеко не всё в нем показалось продуманным. Не помешало бы нам и более тщательная проверка у окулиста и отоларинголога. Обойти всех врачей нам предложили за две недели. При этом каких бы то ни было отгулов не предоставлялось. Сперва я подумала: это не проблема, справлюсь. Получается, что за один рабочий день нужно побывать в среднем у двух врачей. Работаю я во вторую смену, с утра успею. Тем более, большинство обследований проходили в одном медицинском учреждении – хозрасчетной поликлинике.
О, как я ошибалась! Давно я не заходила в наши больницы, где очереди просто километровые! Даже приходя к открытию, в 8 часов утра, я не всегда успевала попасть в заветный кабинет врача до 13 часов дня, когда пора было на работу. Подменить меня было некому: лишних сотрудников у нас нет, вести уроки в двух классах сразу учитель не может. В итоге приходилось бросать свою очередь и бежать сломя голову на занятия. Мои коллеги вынуждены были поступать так же.
Было ощущение, что вокруг полный хаос. С нами в одном коридоре сидела группа воспитателей из детского сада, которым назначили прохождение медосмотра на те же время и дату, что и нам. Одновременно с нами тесные коридоры «хозрасчетки» заполняли водители и гастарбайтеры, которым тоже нужны были медицинские справки. Мой личный «рекорд» – пять с половиной часов (!), проведенные в очереди к терапевту. Стоять приходилось на ногах, поскольку скамейки, как правило, были заняты, и, понятное дело, в духоте.
Что ждало нас в кабинете врачей, догадаться нетрудно. Уставшие, измученные люди, которые, как Цезарь, выполняют несколько дел сразу: заполняют бумаги, измеряют давление и общаются с пациентом. Можно ли говорить об объективном медицинском заключении в условиях такого непрерывного потока? Но вот, наконец, все круги ада пройдены, и заключение на руках. Меня и коллег ждал сюрприз. Из девяти человек, с которыми мы вместе проходили медосмотр, негодными для работы признали четырех! В моем случае медики придрались к низкому уровню гемоглобина в крови. На этом основании я, учитель, 30 лет проработавшая с детьми, не имею права преподавать дальше. Я не врач, но мой житейский опыт подсказывает, что в моей ситуации поправить здоровье, скорее всего, несложно. При этом никаких рекомендаций по поводу того, как вылечиться, мне дано не было; времени на лечение – тоже. Нас просто не допустили к работе, и всё. Понимайте, как хотите. К счастью, мое руководство восприняло ситуацию спокойно. В ближайшее время я просто обращусь в районную поликлинику и, конечно, поправлю здоровье. Опять же, в свободное от работы время. К сожалению, не все начальники и подчиненные реагируют адекватно. Я видела, как одна женщина в очереди, которой точно так же не выдали положительное медицинское заключение, заявила: «А я завтра на работу не выйду!». У одной заведующей детским садом вспыхнула перебранка с врачом: «А с кем я буду работать?» – кричала она. – «Да вы хоть одного здорового человека покажите!».
И, наконец, я думаю, что не менее тщательно нужно обследовать не только учителей и воспитателей, но и уделить самое серьезное внимание обследованию и профилактике детей. Именно от них мы постоянно заражаемся простудными заболеваниями.
В итоге могу сказать лишь одно: нашим чиновникам и администраторам следует более продуманно относиться к организации медицинских осмотров для сотрудников учебных заведений. В противном случае эффективность таких кампаний будет нулевой. Что особенно обидно, учитывая, сколько денег из кошельков налогоплательщиков утекает на их финансирование.