Согласно результатам исследования, проведенного в университете Мичигана, позитивные взаимоотношения между врачом и пациентов, а также пациенто-ориентированность беседы способны снизить восприимчивость нервной системы пациентов к болевым стимулам.
В исследовании приняли участие 9 женщин, случайным образом распределенных в контрольную и опытную группу. При приеме 5 участниц из опытной группы, врачи старались установить положительные взаимоотношения с пациентками и проводили с ними пациенто-ориентированную беседу. При приеме 4 участниц исследования принадлежащих к контрольной группе врачи не уделяли внимания характеру взаимоотношений с пациентками и проводили стандартную клинически-ориентированную беседу. Контроль формы беседы и взаимоотношений, установленных между врачами и пациентками, проводился путем опроса пациенток.
После приема врача участницам исследования проводилась функциональная магнитно-резонансная томография, направленная на выявление ответа ЦНС на болевые стимулы, применяемые во время обследования. При применении болевых стимулов участницам демонстрировались фотографии врачей, в числе которых был портрет врача, принимавшего их недавно. Было установлено, что у пациентов опытной группы, имеющих положительные взаимоотношения с врачом, реакция передней островковой доли мозга на болевые раздражители была значительно снижена при показе фото принимавшего их врача. Данные пациентки также отмечали субъективное снижение болевых ощущений при виде портрета своего врача.
Данная работа является частью более обширного исследования, направленного на изучение влияния стандартов взаимодействия врачей и пациентов на клинические результаты лечения. В ближайшем будущем авторы планируют повторить настоящее исследование, увеличив число участников.