Больше половины руководителей аптечных сетей (58%) хотели бы на законодательном уровне ограничить количество аптек в стране. Снижение концентрации аптечных организаций способствовало бы развитию рынка.
В опросе, проведенном KPMG, приняли участие владельцы и топ-менеджеры 21 аптечной сети. Из них 65% заявили, что основной причиной высокой конкуренции в этом году стало слишком большое количество аптек в их регионах. При этом почти все опрошенные KPMG руководители и владельцы аптечных сетей не собираются замораживать развитие своего бизнеса: 90% планируют в этом году расширять сеть. Так, почти половина (44% опрошенных) намереваются увеличить количество собственных точек на 20–50%, еще 22% собираются расширить сеть на 50%.
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина согласна с тем, что в России отмечается переизбыток аптек. Однако она отметила, что ограничение количества аптек на регион может положительно повлиять на рынок, если будут запрещены и маркетинговые услуги производителям со стороны аптек, например по выкладке препарата на полке. По данным KPMG, маркетинговые контракты приносят крупным сетям 2–5% от общей выручки – об этом говорит 63% их представителей. У 25% опрошенных участников рынка эта доля составляет 5–10% от выручки.
По мнению гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, желание руководителей аптек ограничить количество точек — крик отчаяния в кризис, когда покупательная способность населения и, как следствие, рентабельность сетей упали. На практике провести такое ограничение невозможно, да и нет необходимости, заключает он.
В настоящее время в среднем в России на 1,8 тыс. человек приходится одна аптека. В 2015 году в стране было зарегистрировано 3,4 тыс. аптечных организаций, они управляли почти 37 тыс. точек, по данным Росздравнадзора. За три года их количество выросло на 175%.