В регионе более 30 лет работает Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями. На его базе занимаются глухие и слабослышащие ребята, а также дети с разной инвалидностью. Преподаватели центра в течение нескольких лет реализовали несколько инклюзивных проектов, которые позволили ребятам раскрыть свои способности и адаптироваться в социуме. В этом году президентским грантом был поддержан еще один под названием «Преодоление».
«Смотрим на меня, стараемся вместе со мной, артикуляцию не забываем. Эмоции, эмоции».
Эмоции здесь важны как никогда, ведь мимика – это один из инструментов для вокалистов, которые не слышат, такой же важный, как и жесты. Ими они показывают чувства, когда за них поют чужие голоса. Сначала разучивают слова новой песни, чтобы правильно их артикулировать, затем переводят текст в жесты, а на репетиции сводят все воедино.
Наталья Филиппова, учитель-дефектолог, преподаватель хора жестового пения:
«Бывает сложно, потому что все мы разные по своему эмоциональному выражению. И детям тоже, кто-то более эмоционален, кто-то менее, поэтому иногда приходится на этом уделить большое внимание».
Хор «Преодоление» Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями – коллектив, известный в Смоленске. Ребята выступают даже наряду с коллективами обычных вокалистов. Лауреаты спецприза «Душа поет руками». Хореографический коллектив центра тоже знаком смолянам, ребята – постоянные гости городских и областных фестивалей.
Специальная школа для детей с нарушениями слуха открылась в Смоленске более 30 лет. Сейчас здесь обучается больше 60 детей, которые получают основное начальное, основное и среднее образование, как и в обычной школе, только адаптированное для слабослышащих, глухих и ребят с нарушениями слуха. Но здесь обучаются и дети с иными нозологиями. На базе учреждения также открыт центр дистанционного образования, где могут заниматься дети-инвалиды со всей области. Таких учеников уже больше 170 человек. Анастасия Трифонова – преподаватель русского языка и литературы, сейчас ведет занятие онлайн. Несколько лет назад дистанционный формат обучения натолкнул ее и ее коллегу Ирину Лавринову на мысль организовать неделю науки – своеобразную конференцию для особых детей.
Анастасия Трифонова, учитель русского языка и литературы Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Формат был выбран специфичный. Ребята готовились к конференции заранее, представляли на суд жюри свои текстовые работы, кто-то представлял презентации, а кто-то представлял видеозащиты. Все это выкладывалось на ресурс недели науки».
Спустя еще три года идея конференции возродилась в куда более серьезном формате. Так появился «Проектор» – конкурсная площадка для детей с инвалидностью со всей Смоленщины, где они могли проявить себя как исследователи.
В нем приняли участие 38 ребят со всей области, некоторые работали в командах и представили жюри 32 проекта. Ребята с их педагогами затем выбирали тему своего труда, причем с обозначением проблемы и выявлением закономерности, проводили научные исследования, писали проект. Их работы затрагивали самые разные области науки: нейросети, VR-технологии, исследование сахара, архитектура и изучение смоленских усадеб, народные символы, пословицы, антонимы в русском языке
Анастасия Лебедь, Владимир Михайловский, ученики Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Мы спросили у ребят из нашей школы, знают ли они значение своих фамилий.И оказалось, что никто не знает».
Или происхождение фамилий. Владимир Михайловский изучал их все, включая собственную.
Владимир Михайловский, ученик 11-го класса Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Есть вариант происхождения от слова Михаил. Михайлова, вот у нас ученица есть, у которой фамилия Михайлова. В этом и сложность была искать происхождение фамилий, потому что не все сохранены, и сама история сохранения фамилий. Потому что раньше это скорее клички давали: Сухой, Босый. Это потом уже ближе к XIX веку начали давать какие-то фамилии. И то или что-то, связанное с именем, там Иванов».
Анастасия Трифонова, учитель русского языка и литературы Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Ребятам нужно было записать ролик защиту своего проекта, это обязательно. Потому что это тоже определенный опыт, опыт презентации своей работы, но презентации в комфортных условиях.
В марте этого года в Смоленской области состоялся очередной сезон проекта «Арт-онлайн». Это творческая мастерская для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, авторами идеи и организаторами которой являются Ирина Лавринова и Анастасия Трифонова. Сам проект развился из Пасхального фестиваля, который впервые провели в 2016 году.
Наталья Коткина, директор Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Анастасия Трифонова и Ира Лавринова, которые специально открыли центр развития социальных и просветительских инициатив и пишут и выигрывают гранты. И на эти гранты мы можем организовать для таких детей со всей области такие мероприятия как «Пасхальный фестиваль».
Анастасия Трифонова и Ирина Лавринова работают здесь около 15 лет. Коллеги и подруги за эти годы стали авторами нескольких масштабных инклюзивных проектов, которые начинались с идей, как сделать обучение детей с инвалидностью интереснее.
Многие в силу нозологий заперты в своих домах и не могут путешествовать и даже гулять. Но им можно рассказать об интересных уголках региона и показать их.
«Мы находимся в центральном парке культуры и отдыха Смоленска, который горожане называют Лопатинским садом».
Так родился проект «Моя Смоленщина» – видеоэкскурсии, сопровождающиеся сурдопереводом, провожающие нас, как по известным улицам и паркам, так и по локациям, не всегда доступным и простым смолянам.
Девушки уже сняли два сезона инклюзивного видеожурнала. Зачастую к их проектам присоединяются не только ученики, но и те, кто давно покинул стены центра. Александра Липчук окончила Центр для детей с особыми образовательными потребностями шесть лет назад. Когда бывшие преподаватели предложили стать сурдопереводчиком нескольких выпусков видеоэкскурсий, она долго сомневалась, но в итоге решилась и считает это очень ценным опытом.
Александра Липчук, участница проекта «Моя Смоленщина»:
«Конечно, сложности возникают, потому что есть очень много слов, к которым не подберешь какой-то один жест, и нужно как-то более развернуто его пояснять, уже включать пояснение, а не просто показывать какой-то жест».
В этом году Фондом президентских грантов был поддержан еще один, новый проект Анастасии и Ирины. Он называется «Преодоление».
Лариса Максименкова, музыкальный работник Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Сложно слышать звук, но мы чувствуем ритм, и дети стараются. Все в игровой форме, потому что это дошкольники, это маленькие дети, играем и веселимся».
Но с музыкальными инструментами малыши не только тренируются. В рамках проекта теперь работает шумовой ансамбль для слабослышащих детей. Музыкальные номера в исполнении ребят всегда яркие и зрелищные, но подготовить их крайне трудно. Теперь же у них не только больше возможностей для творчества. Это еще и более мощная адаптация детей с проблемами слуха в мире, полном ритмов и звуков.
Ирина Лавринова, учитель Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Мы много изучали труды отоларингологов, нейробиологов, учителей школ глухих. И показали, что действительно такие коррекционно-музыкальные занятия эффективны и, таким образом, смогли выиграть в конкурсе фонда президентских грантов».
Проект «Преодоление» будет развиваться по двум направлениям. Первый – обустройство соответствующей инфраструктуры для занятий. В его рамках приобрели музыкальные инструменты. Для малышей это народные: ложки и колотушки.
Ирина Лавринова, учитель Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«У детей постарше это другой набор инструментов. Здесь и ксилофон, и колокольчики, и маракасы, и джингл-стики».
Вторым этапом будут три выступления с творческими номерами шумового детского ансамбля, где они продемонстрируют, чему научились.
Анастасия Трифонова, Ирина Лавринова, учителя Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Нам кажется важным продолжать реализацию наших проектов, хотя некоторые длятся уже достаточно долго, и кажется, что от них могли устать и участники, и мы, но нет».
Педагоги, работающие с особыми детьми – не просто талантливы, они живут своей работой и сами признаются, что пытаются отдать ученикам частичку души.
Автор: Инара Багирова , ГТРК Смоленск